Реквизиция земельных участков для государственных и муниципальных нужд



Оглавление:

ЗК РФ Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  • Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 56.2.

ЗК РФ- Арендатор хочет возместить убытки, понесенные им в связи с прекращением договора в целях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд- Арендатор хочет признать решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд недействительным Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;3) органов местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Открыть полный текст документа Ст. 56.2 ЗК РФ. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

ЗК РФ Статья 56.12.

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории жилой застройки, комплексного развития территории нежилой застройки

(см.

текст в предыдущей редакции)3) обеспечить размещение на информационном щите в границах территории, в отношении которой органом принято решение о ее комплексном развитии, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;(в ред. Федерального от 30.12.2020 N 494-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4) направить собственникам земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, и (или) лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах указанной территории, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование, если срок окончания договоров аренды, договоров безвозмездного пользования составляет на день заключения договора о комплексном развитии территории пять и более лет (далее в настоящей статье — правообладатели), копию данного решения.(в ред.

Федерального от 30.12.2020 N 494-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)5. Принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.6. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать:(в ред.

Федерального от 30.12.2020 N 494-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности

ЗК РФ Статья 51.

Реквизиция земельного участка

  • Статья 51. Реквизиция земельного участка

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены настоящего Кодекса.(в ред.

Федерального от 31.12.2014 N 499-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.4.

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.5.

В случае наступления обстоятельств, указанных в настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке. Открыть полный текст документа Ст.

51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка

Реквизиция земельного участка

Как определить в иске цену истребуемого имущества? Она назначается по стоимости имущества.

Выкупная цена участка состоит из нескольких элементов:

  1. рыночной цены участка земли;
  2. рыночной цены зданий или сооружения, расположенных на участке;
  3. убытков, которые были нанесены владельцу из-за изъятия участка.

Выкупная цена может назначаться участку земли по соглашению между сторонами.

В выкупную цену включаются убытки, причиненные владельцу земельного участка. Порядок возмещения убытков происходит на основании Постановления Правительства РФ №262 от 2003 г., которым утверждены специальные правила возмещения убытков по рассматриваемому основанию, включая и иные ситуации. При определении убытков определяются характеристики земельных участков, а также находящиеся на них объекты недвижимого имущества.

Кроме того, собираются и обрабатываются правоустанавливающие документы на земельный участок, данные кадастра, иная информация.

Анализируется рынок, к которому причисляются земельные участки, объекты недвижимости, история, аналоги земельных участков. Расчеты размера убытков исчисляются, исходя из качественных и количественных характеристик недвижимости, земли. Итоговая величина убытков выражается в национальной валюте, т.е.
Итоговая величина убытков выражается в национальной валюте, т.е.

в рублях. Иное определение итоговой величины убытков может быть установлено в договоре, который заключается между сторонами на оказание услуг по расчету убытков. Полученный расчет необходимо оформить в письменном виде. Документ называется «Заключение о размере убытков».

Оно содержит в себе итоговую сумму, с указанием даты, когда был определен размер убытков. В заключение о размере убытков включаются следующие данные:

  1. информация о регистрации прав на участок, если она является обязательной;
  2. определение правомочий собственника на участок;
  3. информация об основаниях возмещения;
  4. описание участка (вид использования, назначение, права третьих лиц);
  5. основания
  6. сведения об обременениях;

Реквизиция и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как основания прекращения прав на землю Текст научной статьи по специальности «Право»

В последнем случае законодатель стремится разместить объекты инфраструктуры, а также обеспечить реализацию обязательств, принятых Российской Федерацией, ее субъектами в соответствии с заключенными международными трудовыми договорами. Таким образом, прекращение прав в рамках изъятия вызвано не чрезвычайными обстоятельствами, негативные последствия которых следует предотвратить или преодолеть, а необходимостью удовлетворения государственных или муниципальных нужд, то есть, в конечном счете, общественных интересов.

Случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд закреплены в ЗК РФ с оговоркой о возможности установления иных случаев изъятия земельных участков федеральными законами, а земельных участков из собственности субъектов РФ — на уровне законов субъектов РФ7. В течение последнего времени был принят ряд законов, устанавливающих новые основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд8. 3 П. 1 ст. 51 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.

4 П. 6 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. 5 П. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. 6 Крассов О. И. Право частной собственности на землю, М., Юрист, 2000. — С. 349. 7 Ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.

— С. 349. 7 Ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. 8 Например, Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Феде- ральный закон от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ «Об организации про- ведения встречи глав государств и правительств стран — участни- ков форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр

ЗК РФ Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  • Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред.

Федерального от 31.12.2014 N 499-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 49 ЗК РФАрбитражные споры:- Арендатор хочет признать решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд недействительным- Арендатор хочет возместить убытки, понесенные им в связи с прекращением договора в целях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд- Истец хочет признать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участкомСпоры в суде общей юрисдикции:- Истец хочет изъять у собственника (арендатора) земельный участок для государственных (муниципальных) нуждСм. все ситуации по ст. 49 ЗК РФ Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:1) выполнением международных договоров Российской Федерации;2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;объекты использования атомной энергии;объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;объекты, обеспечивающие космическую деятельность;линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами. Открыть полный текст документа Ст.

49 ЗК РФ. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Энциклопедия судебной практики. Реквизиция земельного участка (Ст. 51 ЗК)

Энциклопедия судебной практикиРеквизиция земельного участка( ЗК) 1.

Реквизиция — единственное законное основание для бесплатного предоставления земельного участка взамен другого участка при невозможности его использования вследствие природных бедствий Действующее законодательство, регулирующее земельные отношения, не предусматривает возможность бесплатного предоставления земельного участка взамен другого находящего в пользовании у лица земельного участка по причине невозможности его использования по назначению вследствие природных бедствий, за исключением случаев реквизиции такого земельного участка, по основаниям, установленным Земельного кодекса РФ. 2. Понятие «реквизиция» необходимо отличать от понятия «изъятие для государственных и муниципальных нужд» В ЗК РФ произведено разграничение понятий «реквизиция» и «изъятие для государственных и муниципальных нужд» и прямо предусмотрено, что реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных и муниципальных нужд. 3. Возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков возможно только при изъятии участка в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами Возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) возможны в случае временного принудительного изъятия этого земельного участка у собственника в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами.

4. Реквизиция производится в административном порядке Реквизиция производится в административном, а не в судебном порядке.

5. Реквизиция земельного участка может повлечь за собой прекращение права собственности на данный участок Реквизиция земельного участка может повлечь за собой и прекращение права собственности на земельный участок. 6. Прекращение прав на земельный участок при реквизиции регистрируется в установленном порядке Из положений ГК РФ и ЗК РФ следует, что право собственности на земельный участок прекращается в случае его принудительного изъятия у собственника путем реквизиции по решению органа государственной власти по основаниям, предусмотренным законом.

6. Прекращение прав на земельный участок при реквизиции регистрируется в установленном порядке Из положений ГК РФ и ЗК РФ следует, что право собственности на земельный участок прекращается в случае его принудительного изъятия у собственника путем реквизиции по решению органа государственной власти по основаниям, предусмотренным законом.

Поскольку при реквизиции происходит прекращение прав на земельный участок, оно регистрируется в установленном порядке. 7. ЗК РФ предусматривает два способа защиты прав собственника реквизируемого земельного участка При изъятии земельного участка в связи с реквизицией собственник может выбрать один из двух способов защиты его прав, предусмотренных Земельного кодекса РФ: выплату рыночной стоимости земельного участка или предоставление равноценного земельного участка.

8. Реквизиция является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчиков в части непринятия мер по реквизиции земельного участка истца и возложении обязанности по изданию акта о реквизиции земельного участка и оформлению нормативного акта по возмещению истцу причиненных убытков, суд исходил из того, что они удовлетворению не подлежат, так как в силу Земельного кодекса РФ временное изъятие у собственника земельного участка (реквизиция) является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики.

Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г. См. Энциклопедии судебной практики См.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю.

Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е.

Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А.

Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т.

Эльгиной. 28 августа 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

ЗК РФ Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

  • Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание.О подготовке соглашения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, см. ФЗ от 31.12.2014 .1. В целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также — соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.2.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в настоящей статьи, не требуется.3.

Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется.(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 361-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».(в ред. Федерального от 03.07.2016 N 361-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5.

Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.6.

В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных настоящего Кодекса, осуществление указанных в — настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.

В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных настоящего Кодекса, осуществление указанных в — настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению. Открыть полный текст документа Ст. 56.7 ЗК РФ. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

ЗК РФ Статья 56.3.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  • Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 56.3.

ЗК РФАрбитражные споры:- Арендатор хочет возместить убытки, понесенные им в связи с прекращением договора в целях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд- Арендатор хочет признать решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд недействительным- Истец хочет признать свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или право ответчика прекращеннымСпоры в суде общей юрисдикции:- Уполномоченный орган хочет принудительно изъять жилое помещение с выплатой возмещения- Уполномоченный орган хочет принудительно изъять у собственника жилое помещение с предоставлением другого жилого помещения- Собственник жилого помещения хочет обязать уполномоченный орган предоставить взамен изымаемого другое жилое помещение- Собственник жилого помещения хочет установить и (или) взыскать возмещение за изымаемое уполномоченным органом жилое помещение КонсультантПлюс: примечание.Об изъятии земельного участка, по которому до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не принято решение об изъятии, см.

ФЗ от 31.12.2014 .1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);2) утвержденными проектами планировки территории.(п.

1 в ред. Федерального от 03.08.2018 N 341-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных настоящей статьи, должно быть обосновано:1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.(в ред.

Федерального от 02.08.2019 N 283-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в настоящего Кодекса.5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.6.

Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.(в ред. Федерального от 31.12.2017 N 507-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)7.

Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Открыть полный текст документа Ст.

56.3 ЗК РФ. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

ЗК РФ Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

  • Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным от 10.05.2007 N 69-ФЗ) 1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.(в ред.

Федеральных законов от 30.11.2011 , от 31.12.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции)2.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 , от 30.11.2011 )(см.

текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.На решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до 01.04.2015 не распространяется 3-летний срок, установленный п.

3 ст. 70.1. (ФЗ от 31.12.2014 ).3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

, на срок не более чем два года.

Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 , от 23.07.2013 , от 31.12.2014 )(см. текст в предыдущей редакции)4.

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Открыть полный текст документа Ст.

70.1 ЗК РФ. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства

В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.5. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.

Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N

ЗК РФ Статья 56.5.

Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, физические и юридические лица, получившие указанный в настоящей статьи запрос, в пятидневный срок со дня его получения обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящего Кодекса, сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также копии документов, подтверждающих данные права.5. В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежащем опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, должны быть указаны:1) цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;2) перечень кадастровых номеров земельных участков, подлежащих изъятию, и их адреса или описание местоположения, перечень и адреса расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества (при наличии кадастровых сведений о них);3) границы зоны планируемого размещения объектов, в целях строительства, реконструкции которых предполагается изъятие земельных участков и (или) расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;4) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, а также срок подачи указанных заявлений;5) адрес и время приема

ЗК РФ Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

В случае необходимости переноса инженерного сооружения, указанного в настоящего Кодекса и расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка подается ходатайство об установлении публичного сервитута.(п.

8.1 введен Федеральным от 03.08.2018 N 341-ФЗ)9. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящего Кодекса, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:1) данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;2) заявитель не является лицом, предусмотренным — настоящей статьи;3) не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;4) ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящей статьи.10. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также — земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 361-ФЗ)(см.