Педагогические проблемы примеры



Педагогические проблемы примеры

Оглавление:

Педагогические ситуации и их решение


И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

СЛАЙД Ситуация №1. Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. СЛАЙД 1.Исследовательская задача: • Что есть?

— гиперактивный ребёнок. • Что не устраивает? — его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

• Что нужно? — чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков. 2.Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу» 3.Изобретательская задача: — Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

— Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

— излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

— дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности. 4.Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где «спрятано» следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
д., где «спрятано» следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

СЛАЙД Ситуация №2 Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить.

От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает. СЛАЙД 1.Исследовательская задача: • Что есть? — нетерпеливый ребенок. • Что не устраивает?

–ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему. • Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

Педагогические ситуации и пример их решения.

Методы решения сложных педагогических ситуаций

У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т.

д.Первое действие – обнаружение факта.

К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице.

Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта.

В поиске истины важен диалог и даже спор.Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.

Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле.

Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул.

Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:Ябедничество, доносительство и жалобы.

Педагогические задачи и ситуации учебно-методический материал

Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся. Прогнозирование На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.

Решение Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку.

Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен.

При ответе он использовал специально подготовленные иллюстрации, поэтому можно задать дополнительные вопросы, дать возможность получить хорошую отметку.Задача 4.

Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет).

Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки.

Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком.

Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности.

Ваш класс многонациональный. Выделите проблему (проблемы) из ситуации • Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям • Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.) • Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма Возможные причины Сергею 15 лет, подростковый возраст.
д.) • Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма Возможные причины Сергею 15 лет, подростковый возраст.

В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка.

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций статья по психологии на тему

Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко. Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т.

д. Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице.

Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал. Раздел 5. Пример ситуации Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта.

В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы.

Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.

Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле.

Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

учебно-методический материал на тему

Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности.

В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала!

Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям. ! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

Ситуация 5 Аня (Зг) стала называть себя Дарьей.

Что мама тоже, подыгрывая дочери стала тоже называть ее Дарьей. Однако мама не разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя, и тем самым не желать быть самим собой. Родители приняв игру дочери, укрепили ее в мысли стать кем-то другим и позволить вести себя так, будто у нее другие родители.?

В чем могут быть причины такой ситуации? Решение. Во-первых Ане очень понравилась активно деловая Дарья и ее взаимоотношения с другими девочками.

И ей захотелось быть такойже, как Дарья. Детям обычно нравиться «чужие» игры, отношения, отвечающие их эмоциональным запросам. Другой причиной может быть неудовлетворительное положение в детско-родительских отношениях.

Для коррекции детско-родительских отношений устранить стремление девочки к фантазированию, предоставляя возможность к самопринятию, активизируя желание быть самим собой. В общение с девочкой повторять: Если тебе нравиться быть Дарьей, то можешь вести себя так, как Дарья, но ведь ты только играешь, все это понарошку, ведь ты на самом деле ты – наша дочка, а зовут тебя Аня.Ситуация 6.

Детскую игру хорошо дополняет сказка. Сказка вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Она расширяет сферу познания “необыденного”. Ребенок присваивает творческий опыт человечества.
Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

учебно-методический материал на тему

Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних.

Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала!
Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям.

! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому. Ситуация 5 Аня (Зг) стала называть себя Дарьей. Что мама тоже, подыгрывая дочери стала тоже называть ее Дарьей.

Однако мама не разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя, и тем самым не желать быть самим собой. Родители приняв игру дочери, укрепили ее в мысли стать кем-то другим и позволить вести себя так, будто у нее другие родители.?

В чем могут быть причины такой ситуации? Решение. Во-первых Ане очень понравилась активно деловая Дарья и ее взаимоотношения с другими девочками.

И ей захотелось быть такойже, как Дарья. Детям обычно нравиться «чужие» игры, отношения, отвечающие их эмоциональным запросам. Другой причиной может быть неудовлетворительное положение в детско-родительских отношениях.

Для коррекции детско-родительских отношений устранить стремление девочки к фантазированию, предоставляя возможность к самопринятию, активизируя желание быть самим собой. В общение с девочкой повторять: Если тебе нравиться быть Дарьей, то можешь вести себя так, как Дарья, но ведь ты только играешь, все это понарошку, ведь ты на самом деле ты – наша дочка, а зовут тебя Аня.Ситуация 6. Детскую игру хорошо дополняет сказка.

Сказка вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Она расширяет сферу познания “необыденного”.

Ребенок присваивает творческий опыт человечества.

Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая

Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации.

Примеры педагогических ситуаций

Получается, что ученик недостойно ведет себя, а учитель прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что ученик и весь класс настраиваются против учителя.Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:• Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.• Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя.• Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.• Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.• Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.Для того чтобы организовать анализ, необходимо:1.

Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.2. Провести анализ данных, которые были получены.3.

На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится.

Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта.

Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля.

После знакомства с методикой

Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации

Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

  • Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.
  • Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
  • Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру.

Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом.

Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку.

Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта.
Как ей лучше было поступить?

  • Нужно было выслушать мальчика.
  • Объяснить детям, что никто не виноват — это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
  • Чтобы принять объективное решение опросить других детей.

Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.

25 декабря, 2017 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментариев 1 Новые Обсуждаемые Популярные Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.

Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам

Технология проблемно-педагогических ситуаций

Татьяна Чумичева Статья «Проблемы — для детей, успех для взрослых» Проблемы — для детей, успех для взрослых.

«Вы не обязаны меняться. Выживание – дело добровольное»

Эдвард Деминг. Современное общество ведет педагогов к тому, что как конвейерное производство изживает себя постепенно, и превращается в индустрию возможностей, так и образование. Ключевая идеология новой инновационной программы под редакцией Н.

Е. Вераксы для дошкольного образования – это поддержка разнообразия.

«Мы выдвигаем новый термин «пространство детской реализации»

, в пространстве реализации взрослый следует за ребенком, помогая в его активности» Н.

Е. Веракса. Мотивационная модель образования XXI: выбор пути и решение проблемных задач ребенком. Вот о проблемных задачах для старших дошкольников мне и хотелось бы сегодня рассказать. Мне кажется программа «Технология эффективной социализации дошкольников» под редакцией Н.

П. Гришаевой помогает педагогам ДОУ смоделировать поведение детей, поиграть, расширить его возможности и научить действовать.

Проблемно-педагогические ситуации (ППС) — одна и технологий, которая позволяет ребенку самоопределяться, в напряженные эмоциональные моменты принимать решения, действовать в команде, приобрести свой жизненный опыт. Мы с Вами пониманием,что есть спонтанно возникающие ППС встречаются каждый день в жизни дошкольников и педагогов делятся по характеру взаимодействия: ребенок – ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель-воспитатель и другие,и по месту взаимодействия: во время прогулки, в режимные моменты, во время игр и занятий. Решение этих ситуаций будет со временем меняться, если применить педагогическое мастерство и найти понимание со всеми участниками образовательных отношений.

А вот специально сконструированные ППС могут быть разными.

Простые: •Воспитатель заболел •Человек на лестнице •Мусор на участке/коридоре •Сломанные игрушки •Не хватает стульчиков •Чужой в группе •Коробка на участке/коридоре •Сломался дверной замок •Утерян колокольчик для КЧ •Разбросанные игрушки в группе •В группу пришли гости •Разбитый цветочный горшок •Бесхозные конфеты.

Сложные: •Бабушка ищет внука •Инопланетянин •Дракон похищает принцесс •Потерянная брошь •Карлсон •Чужой подросток •Марфушины подарки. Нужно разработать этапы проведения «Проблемной педагогической ситуации». Выбрать педагога отвечающего за организацию внедрения технологии ППС, создание плана разработки на каждый месяц.

•Планирование ближайшей ППС совместно с коллективом. •Разработка сценария ППС, назначение и обучение «персонажа» ППС. •Подготовка вопросов для «Круга рефлексии».

•Предварительные беседы с детьми. •Создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

•«Рефлексивный круг» для детей. •Обсуждение спонтанно возникших и проведенной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы в данном направлении. Важны условия проведения технологии «ППС»: •Ситуация проводится без присутствия воспитателя или других взрослых.

•Желательна съемка на видеокамеру, для последующей рефлексии с педагогами.

•Степень эмоциональной напряженности должна быть посильна детям конкретной группы.

•Ситуации следует прорабатывать с детьми от самых простых, затем переходить на более сложные.

•Как правило, взрослый, проводящий ситуацию, должен быть незнаком детям. При проведении беседы — «круга рефлексии» после «ППС» обязательно! Вопросы, задаваемые после «ППС» на «Кругу рефлексии»: 1.

Что произошло? 2. Что ты делал? 3. Что ты чувствовал, когда это произошло?

4. Что ты будешь делать, если это произойдет еще раз? •Родителям не сообщается, как вел себя, их или другой ребенок. «Спросите сами у своего ребенка».

•Родителям предлагается список из 3-4 вопросов к их ребенку по теме проведенной ППС. •ППС проводится не реже 1 раза в месяц, тематика, как правило, соответствует ситуации месяца. •Каждая ситуация повторяется 2-3 раза, с интервалом в 2-3 недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.

•Через полгода контрольная ППС на эту же тему, но с изменением персонажа ППС. Для ведения такой работы очень интересен алгоритм планирования развития социальных навыков у старших дошкольников: •Фиксация воспитателем спонтанно возникших ситуаций (ППС) и последующий их анализ; •Составление списка социальных навыков, необходимых для развития детей каждой конкретной группы; •Подбор необходимых ППС (специально сконструированных) для развития определенного. Социальные навыки,развиваемые в ППС: — умение делиться, умение говорить нет, сочувствие, доброта, помощь; — умение проявлять инициативу, умение проигрывать, внимание к друзьям; — умение слушать, обращаться за помощью, умение прощать, умение установить контакт, умение разрешить спор, умение помирить и т.

д. — самостоятельность, инициатива; — безопасность жизнедеятельности. Расширяется пространство детской реализации.

«Пространство реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок»

.

Н. Е. Веракса. Как ни громко сказано, но такие игры помогают ребенку переходить от самостоятельности – к самостоянию, от безличного восприятия другого – к становлению эмоционального интеллекта.

«Самостоянье человека – залог величия его.» А. С. Пушкин. И не это ли наша цель, как для педагогов, а для ребенка залог успеха в жизни.

Список используемой литературы: Технологияэффективной социализации детей 3-7 лет: система, реализации,сценарии: методическое пособие. — М.: Вентана -Граф, 2017.-320с. -(Тропинки).Гришаева Н. П., Струкова Л.

М. ДЕТСТВО РАДИ ДЕТСТВА: МЕЖДУ АДАПТАЦИЕЙ И СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» А. Г. Асмолов Детское развитие: две парадигмы Н.

Е. Веракса*, ИИДСВ РАО, МГПУ, Москва, Россия.

Семинар-практикум для воспитателей «Сложные педагогические ситуации и их решение»

И, прежде чем мы узнаем, как советуют справляться с проблемой специалисты, мы попробуем выработать план решения с нашей точки зрения, с точки зрения практиков.

СЛАЙД 10 Ситуация № 1 «Об отверженном ребёнке» В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть.

Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

СЛАЙД 11 Подсказка в картинках СЛАЙД 12 Мнение специалистов. 1.Исследовательская задача: • Что есть? — есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть, • Что не устраивает?

— дети игнорируют мальчика, не принимают в игры, • Что нужно?

— чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество 3.Изобретательская задача: — выявить способности мальчика, значимые для других детей; — подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

— поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4.Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку.

Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей. СЛАЙД 13 Ситуация №2. Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

СЛАЙД 14 Подсказка в картинках СЛАЙД 15. Мнения специалистов 1.Исследовательская задача: • Что есть? — гиперактивный ребёнок. • Что не устраивает?

— его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.