Объект культурного наследия в частной собственности



Оглавление:

Не подвел под монастырь


Конституционный суд РФ обязал государственные органы власти компенсировать убытки граждан, причиненные им в результате ограничения права частной собственности. В решении суда подчеркивается, что это должно быть сделано даже в тех случаях, когда действия властей были правомерными. Фото: Максим Блинов\ РИА Новости Правоприменительная ситуация, потребовавшая проверки на соответствие Конституции РФ, возникла вокруг статьи 57 Земельного кодекса РФ.

Статья предусматривает возмещение убытков, причиненных гражданину изменением целевого назначения земельного участка. Однако Ирине Бутримовой суды в этом отказали на том основании, что в ее случае произошло ограничение права собственности «по иным основаниям».

Дело в том, что в 2009 году в Савинском сельском поселении женщина приобрела участок для ИЖС, кадастровая стоимость земли на тот момент составляла 5,8 миллиона рублей. А в 2015 году правительство Новгородской области вынесло постановление об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения Хутынский Варлаамов монастырь, руины которого датируются XVI веком.

А в 2015 году правительство Новгородской области вынесло постановление об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения Хутынский Варлаамов монастырь, руины которого датируются XVI веком. Участок Ирины, попавший в их границы, стал «территорией общего пользования» со стоимостью 1 рубль.

И на частной земле теперь запрещено не только строительство с изменением габаритов зданий, но даже закладка садов, заслоняющих вид на монастырь.Позиция высшей юридической инстанции страны обоснована ранее вынесенными решениями КС, поэтому постановление по делу вынесено без проведения публичных слушаний. Прежде всего судьи напомнили, что неприкосновенность права частной собственности является одной из основ конституционного строя России.

И хотя государство вправе вмешиваться в подобные отношения, однако любые действия такого рода не должны быть произвольными.

При этом охрану объектов культурного наследия тоже следует отнести к конституционным ценностям.

Преамбула Основного Закона страны закрепляет уважение к

«памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»

. Баланс личных и общественных интересов в подобных случаях требует неукоснительного соблюдения

«конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности»

.Статья 35 Конституции РФ требует предварительного и равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, напомнил КС.

Вопрос об основаниях для такого возмещения в связи с ограничениями права собственности на землю устанавливает Земельный кодекс, но ограничения могут быть вызваны как противоправными, так и правомерными действиями органов госвласти. Эти различия в законе не определены, о чем свидетельствуют и отсутствие единообразия в судебной практике, и расхождения во мнении между представителями органов законодательной и исполнительной власти в КС РФ.Кадастровая стоимость земли на момент покупки составляла 5,8 миллиона рублей.

Но в 2015-м году участок Ирины обесценился до одного рубляС учетом изложенных доводов суд постановил считать положения статьи 57 Земельного кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ, поскольку они в случае правомерных действий органов власти

«в силу своей неопределенности не позволяют однозначно определить условия возмещения»

.

Федеральному законодателю поручено доработать положения кодекса и связанных с ситуацией нормативных актов.

Однако дело Ирины Бутримовой должно быть пересмотрено еще до вступления этих изменений в силу.- Впредь до внесения соответствующих изменений основанием для возмещения убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав на землю органом государственной власти или органом местного самоуправления по причине правомерного установления или изменения зоны охраны объекта культурного наследия, является само наличие убытков, вызванных правомерными действиями этого органа, — постановил КС.

Статья 54. Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия

1. В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:федеральный орган охраны объектов культурного наследия — в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень;региональный орган охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в пункте 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.2.

Утратил силу. — Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ.3. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.4.

Органы охраны объектов культурного наследия могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по искам о возмещении вреда, причиненного объектам культурного наследия.

Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

В случае, если к моменту заключения указанных в настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные настоящего Федерального закона или настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные — настоящего Федерального закона, соблюдать установленный настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного настоящего Федерального закона.После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.Действие настоящего пункта распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия,

Статья 48.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

До утверждения в порядке, установленном настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ статья 48 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 9.

В случае, если к моменту заключения указанных в настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные настоящего Федерального закона или настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные настоящего Федерального закона, соблюдать установленный настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
В случае, если к моменту заключения указанных в настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные настоящего Федерального закона или настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные настоящего Федерального закона, соблюдать установленный настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона. После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.

Статья 50.1. Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности

от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ глава VIII настоящего Федерального закона дополнена статьей 50.1, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона См.

комментарии к статье 50.1 настоящего Федерального закона 1. Заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных настоящего Федерального закона.

2. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении находящимися в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, должно содержать сведения об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр, или к выявленным объектам культурного наследия, о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные объекты или земельные участки, выполнять установленные настоящим Федеральным законом требования в отношении объекта культурного наследия, в том числе: 1) при приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр, в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации; 2) при передаче в пользование или собственность религиозной организации объекта культурного наследия религиозного назначения; 3) при передаче объекта культурного наследия в хозяйственное ведение либо оперативное управление государственному или муниципальному унитарному предприятию либо в оперативное управление государственному или муниципальному учреждению; 4) при передаче объекта культурного наследия из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность; 5) при передаче объекта культурного наследия из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации; 6) при передаче объекта культурного наследия из федеральной собственности в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность; 7) при передаче объекта культурного наследия в аренду, безвозмездное пользование или доверительное управление. 3. Особенности обременения государственного и муниципального имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, включенным в реестр, обязанностью нового собственника по выполнению установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении такого объекта, отчуждаемого в порядке приватизации, устанавливаются от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

.

4. Настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами могут быть установлены особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, находящимися в неудовлетворительном состоянии.

Под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия, включенного в реестр, понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.

отнесения объектов культурного наследия, включенных в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются Правительством Российской Федерации. < статья 50.> Глава IX. >> Содержание

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 25 июня 2002 года N 73-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПринятГосударственной Думой24 мая 2002 года ОдобренСоветом Федерации14 июня 2002 годаСписок изменяющих документов(в ред.

Федеральных законов от 27.02.2003 от 22.08.2004 (ред.

29.12.2004), от 03.06.2005 от 31.12.2005 , от 18.12.2006 N 232-ФЗ,от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред.

18.10.2007), от 26.06.2007 ,от 18.10.2007 , от 08.11.2007 , от 13.05.2008 ,от 14.07.2008 , от 23.07.2008 , от 18.10.2010 ,от 30.11.2010 , от 18.07.2011 , от 16.11.2011 ,от 28.11.2011 , от 30.11.2011 , от 28.07.2012 ,от 12.11.2012 , от 22.04.2013 , от 07.05.2013 ,от 23.07.2013 , от 22.10.2014 , от 01.12.2014 ,от 08.03.2015 , от 13.07.2015 , от 29.12.2015 ,от 30.12.2015 , от 09.03.2016 , от 05.04.2016 ,от 03.07.2016 , от 07.03.2017 , от 29.07.2017 ,от 29.12.2017 , от 03.08.2018 , от 03.08.2018 ,от 18.12.2018 , от 27.12.2018 , от 21.02.2019 ,от 18.07.2019 , от 24.04.2020 , от 22.12.2020 ,от 29.12.2020 , от 24.02.2021 , от 30.04.2021 ,от 11.06.2021 ,с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 ,от 13.12.2010 , от 06.11.2011 , от 03.12.2012 ,от 14.12.2015 , от 19.12.2016 )(см.

изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.(в ред.

изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.(в ред.

Федерального от 22.08.2004 N 122-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Статья 50.1.

Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным от 22.10.2014 N 315-ФЗ) 1. Заключение договоров, предусматривающих передачу права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется с учетом требований, установленных — настоящего Федерального закона.2.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении находящимися в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, должно содержать сведения об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр, или к выявленным объектам культурного наследия, о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные объекты или земельные участки, выполнять установленные настоящим Федеральным законом требования в отношении объекта культурного наследия, в том числе:1) при приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр, в соответствии с Российской Федерации о приватизации;2) при передаче в пользование или собственность религиозной организации объекта культурного наследия религиозного назначения;3) при передаче объекта культурного наследия в хозяйственное ведение либо оперативное управление государственному или муниципальному унитарному предприятию либо в оперативное управление государственному или муниципальному учреждению;4) при передаче объекта культурного наследия из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность;5) при передаче объекта культурного наследия из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации;6) при передаче объекта культурного наследия из федеральной собственности в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность;7) при передаче объекта культурного наследия в аренду, безвозмездное пользование или доверительное управление.3.

Особенности обременения государственного и муниципального имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, включенным в реестр, обязанностью нового собственника по выполнению установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении такого объекта, отчуждаемого в порядке приватизации, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

.4. Настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами могут быть установлены особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, находящимися в неудовлетворительном состоянии.Под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия, включенного в реестр, понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.

отнесения объектов культурного наследия, включенных в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Открыть полный текст документа

Парадоксы объектов культурного наследия: когда собственник не знает, чем владеет

Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строительства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления. Земельный кодекс РФ (п. 1 ч. 2 ст.

56) признает установление в отношении земельного участка охранной зоны объекта культурного наследия обременением права собственника такого участка. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее – Закон о регистрации) под ограничением (обременением) права понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). Таким образом, по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ), ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении Земельного участка режима охранной зоны, могут возникнуть только после этого момента.

Статья 50. Ограничения в гражданском обороте объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред.

Федерального от 22.10.2014 N 315-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1. Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.(в ред.
Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.(в ред. Федерального от 22.10.2014 N 315-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2.

Объекты культурного наследия, относящиеся в соответствии с Федеральным от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ

«О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

к имуществу религиозного назначения, отчуждаются из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций (кроме случаев передачи данных объектов культурного наследия из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации). Объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование религиозных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.

2 в ред. Федерального от 22.10.2014 N 315-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3.

Жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия либо частью объекта культурного наследия, могут быть отчуждены в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона.4.

Утратил силу. — Федеральный от 22.10.2014 N 315-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Что нужно знать правообладателям объектов культурного наследия

12.08.2018Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что владение, пользование и распоряжение объектами культурного наследия в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В частности, собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство, в котором для собственника устанавливаются требования к использованию такого объекта.

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия. Начальник отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Артём Воробьёв: «Предоставление охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия (если они ранее оформлялись в отношении конкретного объекта) обязательно при государственной регистрации перехода права собственности, а также при регистрации договора аренды в отношении такого объекта. Арендаторы, наряду с собственниками, также обязаны соблюдать ограничения, установленные законом и охранными документами собственника».

В случае если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нём, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, собственники и наниматели квартир в многоквартирных домах – объектах культурного наследия также обязаны выполнять требования по охранным обязательствам.

Одним из основных обязательств собственников объектов культурного наследия является проведение работ по сохранению такого объекта, включающих в себя ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта для современного использования или консервацию. Необходимо отметить, что любые ремонтные работы на объекте требуют согласования с госорганом в области охраны объектов культурного наследия, даже если, по мнению собственника или арендатора, они никак не затрагивают и не изменяют предмет охраны.

За нарушение вышеуказанных требований Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 15 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 тыс. до 300 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс.

до 1 млн. рублей. Информация об объектах культурного наследия, их территориях и зонах направляется Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в Управление Росреестра по Тверской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости». Является ли по сведениям ЕГРН принадлежащий вам на праве собственности или аренды объект недвижимости объектом культурного наследия, можно узнать, заказав выписку из ЕГРН об объекте недвижимого имущества.

Для этого необходимо подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в один из филиалов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, либо заполнить форму запроса, размещённую на официальном сайте Росреестра. Штат аттестованных кадастровых инженеров. Лицензии СРО. Оперативность решения вопросов.

Лицензии СРО. Оперативность решения вопросов.

Все работы выполняются нашими штатными специалистами Окончательный расчет производится по факту выполнения работ. Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время. Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

Статья 49. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред.

Федерального от 14.07.2008 N 118-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 49- Гражданин (должностное лицо, ИП, организация) обжалует привлечение к ответственности за незаконный оборот археологических предметов 1.

В случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.(п.

1 в ред. Федерального от 14.07.2008 N 118-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.(в ред. Федерального от 14.07.2008 N 118-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.(п.

3 в ред. Федерального от 23.07.2013 N 245-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.(п.

4 введен Федеральным от 23.07.2013 N 245-ФЗ) Открыть полный текст документа

Бесхозяйный объект культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отказал в удовлетворении требований прокурора к администрации сельского поселения об обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории сельского поселения, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Как указал суд, в ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. В данном случае спорные объекты находятся на территории сельского поселения. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Между тем в ч. 3 ст. 14 ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

перечислены вопросы местного значения сельского поселения, к которым не относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения или расположенных на его территории. При таких обстоятельствах вывод о том, что обязанность по обращению в уполномоченный орган по постановке объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного лежит на администрации, является ошибочным.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:При выявлении бесхозяйных объектов культурного наследия принимаются меры по их передаче в государственную собственность.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:- предпринимаются ли органами местного самоуправления меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия (п.

3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации); 1. В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: 6.11.